+7 908 25 37 661 Туристический комплекс

«Воробей» из Сергино.

Пермский кинематограф, представленный на сегодняшний день в основном в жанре документального кино, постепенно пробует себя в рамках кино игрового.

 

Так, в ноябре свой художественный короткометражный фильм «Катящийся камень» планирует представить пермский режиссер Алексей Романов, а в конце 2009 — начале 2010 года ожидается премьера художественного фильма с рабочим названием «Воробей», снятого режиссером Юрием Шиллером по написанному им же одноименному сценарию. Место премьеры неслучайно — съемки проходили в селе Сергино (Нытвенский район Пермского края). Ассистентом московского режиссера стал известный пермский документалист Сергей Качкин (кстати, продюсер вышеупомянутого авторского фильма Алексея Романова), который не только выступил в роли проводника по Пермскому краю для съемочной группы с «Мосфильма», но и успешно занимался подбором актеров для картины. Так, актера на роль главного героя, которую исполнил девятилетний ученик пермской школы №22 Денис Бабушкин, нашел именно он.


«Воробей» — фильм о современном селе. Перед зрителем предстает обычная деревня; директор совхоза взял кредит в банке, чтобы выдать рабочим заработную плату. Деньги он надеялся вернуть с будущего урожая, но урожая не случилось, а деньги отдавать нужно. Тогда директор решает отдать на забой табун лошадей, когда-то давно таинственным образом появившийся в деревне. За этим табуном ухаживает дед главного героя Митьки Воробьева, и продажа лошадей для него — сильнейший удар. В искреннем порыве помочь деду, роль которого исполняет Сергей Реусенко, мальчик с ружьем в руках преграждает путь первой машине, которая везет лошадей на комбинат. Кульминационная сцена разговора между директором и мальчиком разрешается, на первый взгляд, хеппи-эндом: лошади остаются в совхозе. Однако это лишь временное затишье, потому что проблема кредита так и остается нерешенной. 

Искусство в данном случае не стремится ответить на вопрос, а поднимает его. По словам Сергея Качкина, уникальность этого сценария в том, что «Юрий Шиллер без надрыва ставит проблему — здесь никто не виноват, и в этом и заключается драма».

В картине, помимо основного сюжета, множество ответвлений на бытовые и социальные темы, однако в эпицентре всех проблем и событий — Митька Воробьев, тот самый «Воробей».

«Воробей» — это драма социального характера, но именно в смысле своей связанности с обыденной жизнью. Это отразилось и на режиссерском подходе к съемкам: Юрий Шиллер строил свой фильм на соприкосновении игрового кино и документалистики. Режиссер задействовал в съемках как профессиональных актеров, так и обычных людей, создавая возможность для импровизации. Съемки проходили в реальных интерьерах, там, где на самом деле каждый день живут люди.

Фильм Юрия Шиллера пространственно не привязан к Пермскому краю: по сценарию действие разворачивается в некой сибирской деревне, название которой не упоминается, так как проблематика картины имеет скорее глобальный, чем частный характер. Но не стоит уменьшать уникальность выбора места для съемок. Во-первых, ехать в Сибирь из Москвы гораздо дальше, чем на Урал. Во-вторых, сама природа Пермского края, фактурность его ландшафта, а также наличие конефермы в селе Сергино (что позволило сэкономить немалое количество средств из бюджета картины) — все это поспособствовало принятию решения в пользу Прикамья.

Финансирование съемок производилось из бюджетных средств, в чем значительную роль сыграла победа сценария Юрия Шиллера на втором Открытом российском конкурсе сценариев «Вера. Надежда. Любовь». Государственное финансирование для игрового фильма было небольшим, в связи с чем приходилось искать компромиссы, в частности, вся лента была снята за месяц, тогда как, по словам специалистов, съемочный процесс такого фильма должен длиться, как минимум, два. Поиски софинансирования успехом не увенчались — возможно, из-за непопулярности сельской темы у инвесторов.

Сергей Качкин уверен, что фильм Юрия Шиллера вызовет интерес у думающего зрителя, который любит качественное кино. К сожалению, такого рода фильмы не слишком привлекательны для кинопрокатчиков, поэтому редко попадают на широкий экран и чаще всего демонстрируются по телевидению. В любом случае, «Воробей» займет свою нишу в истории пермской кинематографической школы.

Автор: Ирада Гасумова